История лаврских пещер

Пещеры Киево-Печерской лавры, выкопанные почти 1000 лет тому назад первыми подвижникамихристианства на Руси-Украине, на протяжении столетий были одной из величайших православных святынь украинского народа. Именно пещеры стали местом основания одного из самых древних монастырей - Печерского, от них и происходит его название.

Лаврские пещеры - это памятники подземной архитектуры, археологии, истории и культуры нашего народа. Сегодня - это сложная система взаимосвязанных подземных ходов, соединяющих между собою пещерные помещения. Лаврские пещеры рукотворны. Они выкопаны в высоких днепровских холмах на глубине от 5 до 15 метров от поверхности в пласте слабосцементированного каолинистого песчаника. Пещерных комплексов два - Ближние и Дальние пещеры, общая длина их составляет свыше 800 метров. Названия "Ближние" и "Дальние" пещеры получили по мере их удаленности от главного храма монастыря -Успенского собора. Пещеры расположены в двух соседних холмах, между которыми пролегает глубокий овраг, в котором находятся знаменитые колодцы прп.Антония, прп.Феодосия.

Главными письменными источниками по истории пещер XI-XIII вв. были летописи, в частности "Повесть временных лет" прп. Нестора Летописца. В ней рассказывается о приходе в Киев Антония из Любеча, который принял постриг в Эсфигменском монастыре на Афоне и, как миссионер, был отправлен в Русские земли.

Не понравилось прп. Антонию ни в одном из монастырей, основанных греками в Киеве, так как не отмечались они суровостью правил. Поселился он в пещерке Иллариона.

Со временем к прп. Антонию присоединились одинокие подвижники, каждый из которых выкопал себе небольшую пещерку. Когда количество их достигло 12 человек, они выкопали большую пещеру, церковь икельи. Маленькие пещерки первых монахов с течением времени были соединены и превратились в составную часть пещерного комплекса. В 1061 г., когда монашеская община выросла, первый игумен прп. Варлаам с братией соорудили над пещерой церковь во имя Успения Богородицы. Так был основан "ветхий" наземный монастырь Печерский, образованный на территории современных Дальних или Феодосиевых пещер.

Вскоре прп.Антоний, предпочитавший уединение, переселился на другой холм, выкопал пещерку и жил в ней, там он и закончил свои дни. При жизни прп.Антония несколько его учеников создали еще один подземный комплекс, который позже получил название Ближних или Антониевых пещер. По легенде, прп.Антоний перед смертью созвал братию, простился с монахами и уединился в своей келье, после чего она была завалена землей. Попытки откопать его тело были неудачными, монахам преграждали путь огонь и вода. Так святые мощи и остались лежать нетронутыми неподалеку от того места, где в древности была выкопана церковь прп.Антония.

В середине 70-х годов XI в. центр Печерского монастыря перемещается с Дальних пещер на территорию современной Верхней лавры, где в 1073 году был заложен Успенский собор. С появлением нового монастыря на верхней территории пещеры постепенно превратились в монастырское кладбище.

Чин погребения в пещерах существенно отличается от обычного христианского обряда и подробно описывается в Студийском уставе.

В 1240 г. Киев был захвачен ордами хана Батыя. Пещеры на некоторое время стали местом обитания братии. Кроме того, в пещерах были похоронены убитые татарами обитатели монастыря и жители соседних сел.

Уже с XII в. сначала в пределах Киевских земель, а позже и всей Киевской митрополии, началось почитание Печерских угодников.

Период со второй половины XIII - начала XIV вв. в истории пещер остается малоизученным ввиду отсутствия письменных источников. 150 лет монастырь находился на грани полного обнищания. И лишь со второй половины XIV в., когда наместниками в Киеве были литовские князья, Печерский монастырь начал возрождаться. Усилиями Владимира Ольгердовича возрождается не только благосостояние Печерской обители, но и слава Печерских святых. В это время начинают переписывать и распространять, в том числе и в Московии, "Патерик Печерский", после чего из всех уголков Руси в Киев стали стекаться паломники.

Период с начала XVI в. до 1638 г. весьма скуден сведениями о лаврских пещерах. Однако сохранилисьсвидетельства путешественников, находящихся в то время в Киеве.

В XVII в., по мере возрождения и укрепления позиций Православной Церкви на Украине, становится очевидной необходимость официальной канонизации Печерских святых.

Начиная с 40-х гг. XVII в. и на протяжении XVIII в. монастырь постоянно проводил работы по реконструкции пещер.

С первых лет создания Киево-Печерского заповедника (1926 г.) в нем работали люди, преданные своему делу. Уже тогда в Заповеднике проводились уникальные исследования пещер.

[name=16]Научно-исследовательские[/name] [name=17]работы[/name] в лаврских пещерах были прерваны войной 1941-1945 гг. Во время немецкой оккупации в 1942 г. была восстановлена деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Пещеры посещались верующими, а в подземных церквях правились службы. Монастырь на нижней территории просуществовал до 1961 года. Война крайне отрицательно сказалась на сохранности подземных сооружений, оба лабиринта пещер находились в аварийном состоянии. Пещеры были закрыты для посещения ввиду проведения ремонтно-реставрационных работ и в связи со сложной оползневой ситуацией. Лишь в 1965 г. Ближние пещеры были открыты для посещений.

Первые послевоенные исследования в Дальних пещерах были проведены в 1967-1968 годах.

В 1980 г. специальным Постановлением Президиума Верховной Совета Украины была созданамежведомственная комиссия по всесторонним исследованиям пещер и идентификации мощей наиболее известных исторических лиц.

В 1985 г. началась работа по пластической реконструкции. Полученные данные имеют огромное научное и историческое значение.

В 1988 г., во время празднования 1000-летия крещение Руси-Украины, нижняя территория Лавры была передана в пользование Православной Церкви. Сегодня Ближние и Дальние пещеры являются частьюСвято-Успенской Киево-Печерской лавры- действующего мужского монастыря. Подземные лабиринты Лавры являются местом поклонения верующих, а также привлекают внимание большого количества туристов и гостей Киева, как никакие други памятники древности. Сегодня Ближние и Дальние пещерывоспринимаются и как святые места, и как уникальные памятники истории.

 

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon